Последний европеец. М.К.Мамардашвили

 

Европейская философия создала представление об автономном человеке, сознание которого она описала в терминах когитальной и трансцендентальной философии. Феноменология обнаружила в автономном человеке внутренний мир и создала возможности для экзистенциального прочтения внутреннего опыта человека. Постмодернистское выворачивание наизнанку внутреннего опыта человека как будто бы поставило под сомнение идеалы автономного существования личности, ибо эту личность оно отождествило не с нормой, не с порядочным человеком, а с непорядочным человеком. Разговор о внутреннем мире порядочного человека стал скучен. Следовательно, скучна стала и феноменология, равно как и экзистенциализм.

Но Мамардашвили с такой интенсивностью возобновил разговор о ценностях, казалось бы, уже забытой автономной личности, что его можно назвать последним европейцем. Вот эта «европейскость» Мамардашвили интересна во многих отношениях.

Во-первых, она указывает на близость философского дискурса к записи сновидений. Мамардашвили грезил наяву. На глазах у публики. Например, он говорил о философии как о деле личности, хотя никаких дел у личности не осталось. И она сама стала лишней, разрешившись в индивидуализм и эгоизм.

Во-вторых, европеизм Мамардашвили чудесным образом совпадал с его советскостью. Советская ментальность зародилась в подсознании Европы. И в этом смысле советский дискурс являлся истиной европейского философствования. Его перспективой. Мамардашвили - советский философ. Ясно осознававший свою чуждость русскому дискурсу, и, прежде всего идеалу соборного существования человека. Соборность двуцентрична. Она составляет, как заметил Г.П.Федотов, геометрическую фигуру в виде эллипса. Мамардашвили тяготел к одному ее полюсу, к индивиду.

Ильенков испытывал приближение к другому ее полюсу - к коллективу. Русский дискурс был разрушен с двух сторон. Этот факт обусловил двусмысленность позитивного содержания советского дускурса. Симулятивный обмен смыслами между двумя способами философствования создавал характерную особенность советского дискурса: его двуличие. Мамардашвили получил известность как человек, который изобрел метод анализа превращенных форм, то есть как марксист-новатор. Мамардашвили придал двусмысленности двуличия позитивное значение чувственно-сверхчувственных вещей. Устранив вторую (трансцендентную) сторону мира, он ввел представление о двойственности временной, о том, что все в мире совершается два раза. Один раз - бессмысленно, другой раз - со смыслом. Его концепция интеллигенции радикально расходится с классическими теориями интеллигенции в русской философии. Материал для реконструкции марксистского понятия об интеллигенции Мамардашвили находил в «тюремных тетрадях» А.Грамши.

Философская одаренность Мамардашвили проявилась в его работе «Сознание и символ», написанной вместе с А.Пятигорским, а также в «Классических и неклассических идеалах рациональности».

В теории сознания Мамардашвили реализует представление о пустой предметности символа, заполнение которой фиксируется в виде различения между сознательным и бессознательным. Тем самым он демонстрирует неприятие самой возможности существования соборного сознания. В неклассической рациональности Мамардашвили увидел возможность преодоления субъект-объектной дуальности. Но это преодоление поставило перед Мамардашвили проблему, которую он так и не смог разрешить. Иными словами, он хотел избавиться от дуальности, сохранив рациональность. Кроме того, преодоление субъект-объектной дуальности ведет к соборному сознанию, к описанию мира в терминах живого знания. Что для Мамардашвили было совершенно неприемлемо.

Мамардашвили - философ голоса. Машина речи, в которой плавились и переплавлялись смыслы советско-европейской философии.

 

Hosted by uCoz