Ф.И.Гиренок

ПОЧЕМУ ХОЗЯЙСТВО СОФИЙНО?

I.    Когда-то Гераклит придумал «логос», термин, в котором выражена суть западного мировоззрения. Каждый человек при столкновении с другим становится или господином, или рабом. Или управляет другими, или позволяет управлять собой. Так вот, для того, чтобы управлять другим, нужно научиться управлять собой. Стать господином самого себя. Замыкание на себе требует рефлексии и знаний. Поэтому западный человек строит свои отношения с другим в пространстве логоса, развертывая рефлексивное отношение к себе во властное отношение к другому.

Булгаков рассматривает предельный вариант отношения к другому. Вот что делать тебе, если тебе не хочется управлять другим? Если ты не желаешь быть господином? Во-первых, тебе не обязательно учиться управлять собой. Во-вторых, отношение к другому, выстраиваемое не на основе господства, будет софийным. Или соборным. При этом минимизируется рефлексия и расширяется опыт непосредственного.

II.   Булгаков делает вывод, что капитализм строится в пространстве логоса. В нем доминирует сознание полезности. Ему не хватает софийности, т. е. такой вяжущей связи между людьми, когда ты делаешь не то, что надо, а то, что душе хочется, и это деяние не ущемляет другого.

Софийность хозяйства требует преодоления акосмизма трансцендентальной философии и религиозного преодоления капитализма. Если протестантизм лежит в основе этики капитализма, то православие лежит в основе софийного хозяйства, являясь его философией.

III.  Одной из отличительных черт самочувствия нашего времени является, бесспорно, философия хозяйства. Усилиями Ю.М. Осипова она стала фактом нашего самосознания, наших интеллектуальных настроений. Чтобы уяснить природу этого факта, я проанализирую речь С.Н. Булгакова на защите своей докторской диссертации.

IV. Что же заставляет Булгакова смотреть на мир как на хозяйство? Во-первых, скорость. Чудовищная скорость смены одного события другим. Во-вторых, масса. Материя того, что сдвинулось, переместилось и оказалось не на своем месте, стала так велика, что дух приблизился к нулевой отметке. Стал бесконечно малой величиной. В скорости время выходит за пределы своего бытия. Капитализм делает все события несвоевременными, всю материю неуместной. Событийность бытия обессмысливает всякий смысл. Такова природа того, что загипнотизировало все человечество. Такова природа капитализма.

Вот как говорит сам С. Булгаков: «Человек в хозяйстве побеждает и покоряет природу, но вместе с тем побеждается этой победой и все больше чувствует себя невольником хозяйства» [1, 299].

Я хотел бы обратить внимание на то, как Булгаков строит свою мысль. Он строит ее в дискурсе абсурда. Нонсенса. Ведь побеждать и одновременно побеждаться победой — это нонсенс. Чепуха. Тем не менее мы не сможем не увидеть эту чепуху мира, если будем смотреть на него со стороны софийного хозяйства.

Или вот еще одна мысль Булгакова. Она звучит так: человек в хозяйстве покоряет Природу. Человек, который покоряет, не хозяин в хозяйстве. Он титан. Самозамкнутая личность. Тот, кто самому себе дает закон. А если ты полагаешься на себя, то тебе не нужен Бог. Забота о самом себе исключает трансцендентный источник смысла хозяйства.

Хозяин — не титан. Не личность, а тот, кто в себе оставляет место для другого, для со-творчества и благодати. Хозяин в хозяйстве становится богом по благодати, а не менеджером. Его поведение нельзя описать по модели целерационального поведения. Он делает не то, что выгодно, а то, что хочется, полагаясь на инстинкт и навык.

И вот эти-то инстинкты и навыки утратили свою непосредственность. Началась, как сказал Булгаков, эпоха «экономического гамлетизма». Отныне экономисты празднуют свой бенефис.

1.   Каждому экономисту нужно суметь превзойти экономический материализм. Экономика не является той последней реальностью, за которой более ничего нет.

2.   Хозяйство — наиболее непосредственное, близкое, привычное. Но это не значит, что оно понятно. Не понимая природу хозяйства, нельзя понимать им что-то другое.

3.   Когда-то нужно будет решить, что более фундаментально: человек или хозяйство? Нужно ли понимать хозяйство как функцию человека. Или же нужно истолковывать человека в терминах хозяйства? Согласно Булгакову, человек выше хозяйства.

Что же такое хозяйство и кто такой хозяин?

Хозяйство и материализм никак не связаны. Вполне мыслим и экономический мистицизм, а не только экономический материализм.

4.   Для того, чтобы экономическая мысль считалась зрелой, ее нужно довести до философии. Развернуть в философскую систему. Иначе она будет как бы висеть в воздухе. Будет неукорененной.

Представления о том, что следы экономики теряются в бухгалтерии, неприемлемы. Ибо они ведут к отказу от философии хозяйства.

5.   Булгаков на манер кантовской философии полагает существование трансцендентального субъекта хозяйства. Это значит, что хозяином является не индивид, не этот или тот конкретный человек или коллектив, а все человечество как таковое. На хозяйствующем субъекте лежит обязанность действовать не из своих частных интересов, а исходя из всеобщего.

6.   С. Булгаков называет хозяином того человека, в котором обнаруживается живое единство духовных сил и потенций человечества.

7.   Человек как микрокосм воздействует на макрокосм, полагая, что космос — это виртуальное тело человека.

8.   Трансцендентальный субъект хозяйства—это мировая душа. Если бы не было такой души, то хозяйство потеряло бы свой мистический смысл и стало бы синонимом экономического пространства с позициями и диспозициями рабочего скота. Выдрессированной рабочей силы.

9.   Хозяйство держится не на рабочей силе, а на творчестве радушных существ.

В хозяйстве человек осуществляет свою индивидуальность. Преодолевает свою абстрактность. Поэтому лишить человека хозяйства — значит лишить его свободы.

Философия хозяйства Булгакова базируется на положении о том, что индивидуальность неустранима в хозяйстве. Иначе говоря, с одной стороны, субъект хозяйства — все человечество. А с другой, по каким-то капиллярам, эта субъектность может быть реализована только индивидом. Человеком [1,394].

10.  Бессмысленно сводить жизнь людей к хозяйственным интересам и мотивам. Ведь еще существуют и волевые корни жизни. Волевые корни мышления. Иначе говоря, в мире есть вещи, которые существуют потому, что мы хотим, чтобы они были. А не потому, что в их существовании кто-то хозяйственно заинтересован.

11.  В центре философии хозяйства стоит не экономика, а антропология. Необходимость познания человеком себя в мире и познания мира в себе.

12. Философия хозяйства С. Булгакова далека как от экономического материализма, так и от трансцендентализма.

Главное понятие в ней не экономика, а жизнь.

Булгакова интересует религиозный смысл хозяйства. Его не устраивает акосмизм трансцендентальной философии.

В философии хозяйства Булгаков пытается перевести Канта на язык Маркса, а Маркса — на язык Беля.

Литература

1. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.

 

 

Hosted by uCoz