Семь дней в подвале
О фильме Бернардо Бертолуччи «Ты и я»
|
СЮЖЕТ
Этот фильм о прыщавом юноше Лоренцо.
Ему 14 лет, и он учится в школе. Лоренцо
хотят отправить на неделю вместе с
классом покататься на лыжах в горы, а
он, обманывая родителей, спускается в
подвал своего дома и всю неделю живёт
в нём.
Лоренцо обыкновенный
современный мальчик с наушниками. Ему
хорошо наедине с собой. Музыка и книги
о войне между вампирами становятся для
него тем забором, который его отделяет
от внешнего мира. Но Я, говорит Бертолуччи,
это всё-таки наше «я», а Другой – это
всегда «он» или «она». А поскольку мир
– это множество поименованных Других,
постольку Лоренцо прячется от мира,
отделываясь от него непониманием,
затыкая уши и закрывая глаза. Родители
этим, конечно, обеспокоены и отправляют
его к психологу.
ПСИХОЛОГ
Врач беседует с Лоренцо и пытается
ему внушить мысль о существовании
границы между нормой и девиацией.
Нормально бытие с другими. Ненормально
быть анахоретом. Но Лоренцо удивлён:
то, что доктор считает ненормальным,
давно уже стало нормой. Мы можем спросить:
означает ли это, что мир болен? Бертолуччи
полагает, что этот наш вопрос интересен,
но он вне компетенции психологии и даже
психоанализа.
НЕНОРМАЛЬНОЕ
Затем следует сцена в кафе. Мать
беседует с сыном. Они говорят об отце.
Режиссёр нам показывает, что мать молода,
отца нет, а сын взрослый. Бертолуччи
знает, что сын должен стремиться занять
место отца. Так устроено после Фрейда
европейское сознание. И Бертолуччи идёт
навстречу ожиданиям этого сознания.
Диалог завершается вопросом Лоренцо:
мама, если бы ты родила от меня мальчика,
как бы ты его назвала? Мать испугана.
Зрители замирают в ожидании инцеста.
Но вместо инцеста Бертолуччи отправляет
своего героя в подвал.
ПОДВАЛ
Подвал Бертолуччи – это не
подполье Достоевского, но это и не
бессознательное Фрейда. Он слишком
комфортен для того, чтобы быть подпольем.
В нём нет места для крыс и мышей, для
угрызений совести шизофренического
сознания.
В подвале семья Лоренцо
хранит вещи умершей графини, бывшей
хозяйки дома. Лоренцо не мера вещей. Он
прост и даже примитивен. Это идеально
чистая поверхность, на которой учителя
пытаются писать свои письмена. В нём
нет никаких изгибов и складок. У него,
видимо, ещё не сформировалось даже его
бессознательное. Но клин вышибается
клином, и Бертолуччи направляет в подвал
наркоманку.
ОЛИВИЯ
Наркоманку зовут Оливия. Она уже
испытала жизнь своей экзистенцией и
получила первые символические шрамы.
Оливия погрубела и ожесточилась, но
встреча с собой у неё всё же ещё не
состоялась. Оливия ещё только собирается
покинуть город и уехать жить на ферму
в деревню, где пасутся лошади, которых
она, в свою очередь, ещё никогда не
видела.
История Оливии, рассказанная
Бертолуччи, банальна. Ей 20 лет. Она
художница, то есть фотограф, получивший
признание. Богемная жизнь приучила её
к наркотикам. Оливия проста, хотя
Бертолуччи и попытался сделать из неё
некое подобие ленты Мёбиуса. Во-первых,
она по воле режиссёра оказалась по отцу
сестрой Лоренцо. Во-вторых, она же была
замечена в попытке убить мать Лоренцо
за то, что последняя разрушила её семью.
Правда, об этом Лоренцо ничего не
знал.
В подвале вновь забрезжила
возможность для инцеста как способа
взросления недоросля. И вновь Бертолуччи
обманул ожидания зрителей. Вместо
инцеста в подвале Бертолуччи устроил
показ моды и примеривание старинных
шляпок.
СКЛАДКА
В конце концов Оливия, по мысли
режиссёра, стала для Лоренцо тем изгибом,
той складкой, в которой у людей образуется
внутреннее, видимое изнутри и невидимое
извне. За семь дней, проведённых в
подвале, подросток стал взрослым. Он
впервые узнал, что в жизни есть «ломка»,
боль и страдание. Что в ней есть состояния,
в которых исчезает различие между жизнью
и смертью. Монологи Оливии напоминают
монологи Кириллова из «Бесов»
Достоевского.
«Теперь человек ещё
не тот человек, – говорил Кириллов. –
Будет новый человек, и ему будет всё
равно: жить ему или не жить». И этот
человек будет богом. Бертолуччи назвал
этого нового человека Оливией и сделал
её наркоманкой.
ТАНЕЦ
В ПОДВАЛЕ
Одна из самых красивых сцен фильма
– танец в подвале. Конечно, это не
«Ïîñëåäíåå òанго в Париже». В ней нет
изысканной самодостаточности, но даже
чёрствая душа зрителя способна
развернуться в момент танца, чтобы потом
опять, очистившись, свернуться.
Лоренцо
и Оливия, брат и сестра, нежно обнимают
друг друга и танцуют. В этом танце
исчезает отчуждённость, выражаемая в
словах «он» и «она», и возникает
притягательное «я» и «ты». Лоренцо и
Оливия за неделю прошли бесконечное
расстояние, отделявшее их друг от друга.
И мир стал на мгновение другим, лучше.
Танцуйте, говорил Платон, и «лучше»
будет длиться вечно.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ
ШТАМПЫ
Бертолуччи – экзистенциалист.
Он ещё не знает, что философия
экзистенциализма устарела, что человек
теперь – это не бытие в мире, а бытие
вне мира. И тебе нужно искать путь к
себе, а не к Другому. Что ад – это не
Другие, но ты сам можешь быть адом. Герои
Бертолуччи всё ещё пытаются заключить
союз с миром. Они не обращаются к себе
с вопросом: кто я? Они обращаются к миру
и говорят: возьми нас, дай нам место, и
мы откажемся от наркотиков, мы перестанем
устраивать тебе фронду. Из героев
Бертолуччи получатся хорошие менеджеры
власти.
ЭСТЕТИКА
ФИЛЬМА
Бертолуччи эстет. Его фильмы
можно смотреть много раз. Его «Ты è ÿ»
исполнено в духе эстетики минимализма.
Этот фильм, конечно, надо посмотреть,
но второй раз я его смотреть не буду.
Опубликовано «Литературной газете» № 14 (6410) (3-04-2013)