Без надежды на
успех
РУССКИЙ ЯЗЫК
Русский язык
перестаёт выполнять интегрирующие функции. Дело не в том, что кто-то хочет его
реформировать и говорить вместо «пальто» «пальтом», а
в том, что русский язык более не гарантирует своим носителям прямого доступа к
современной науке и технологиям, современному искусству и современной
философии. И даже к современной литературе. Русский язык девальвируется и
сворачивает свою образовательную деятельность. Он передаёт свои функции
английскому. Теперь этот язык обеспечивает прямой доступ к современным достижениям
науки, искусств и литературы. И калмык, друг степей, сегодня должен учить не
русский язык, а английский, чтобы быть на уровне вещей и идей, его окружающих.
Русский язык – это теперь третий лишний.
Среди учёных распространено убеждение в том, что русский язык стал плохо
выполнять смыслоразличительную функцию даже в экономических науках, не говоря
уже о разработках в области фундаментальных наук. Сколково,
видимо, было придумано для того, чтобы легитимизировать
переход науки и искусств с одного языка на другой – с русского языка на
английский. Академия наук всё ещё продолжает говорить по-русски и умирает. Сколково говорит по-английски и зарождается. Даже в
философии нам предлагают перейти на американские стандарты дискурса. Власти
хотят, чтобы темы наших исследований звучали, как на Западе. Но философия, к
сожалению – это самосознание людей, а не бизнес, не способ работы с текстами.
Нельзя сделать так, чтобы мы жили одной жизнью, а наше сознание – другой. Иными
словами, русский язык необратимо теряет сегодня связь с истиной и с теми
смыслами, которые в философии называют трансцендентальным воображаемым.
Сам по себе язык – это, конечно, великий немой, в нём ничего, кроме различий,
нет. В нём нет ни образов, ни смыслов. Для того чтобы в нём что-то появилось, его
нужно соединить с воображаемым. На нём нужно кому-то
заговорить, проявить волю к речи. Заговорив, мы поймём, что воображаемое
ведёт нас за пределы нашего опыта. Трансцендентальное воображаемое – это не то,
что мы видим в реальности, это то, чем мы видим реальность. Оно позволяет нам
видеть то, чего нет, и не видеть то, что есть, и при этом оставаться
реалистами. В трансцендентальном воображаемом лежат
истоки любого творческого акта. В нём находится энергия, которая тратится
наукой, искусством и политикой. И вот этот исток русского языка оскудел.
Почему?
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Русский язык оскудел потому, что мы предали забвению русскую литературу.
Русская литература, например, – это недавно умершие
Василий Белов и Леонид Бородин. Европа хранит своё трансцендентальное воображаемое в
философии, она опекает её, холит и лелеет. У европейцев всё начинается с мысли.
У нас воображаемое упаковано в форму литературы, и наши философы – это наши
писатели. У нас всё начинается с переживания. Ресурсы метафизики воображаемого
передавались до недавнего времени русской литературой через систему
образования, сакральной фигурой которого являлся учитель. Любой русский
человек, когда он начинает говорить, пытается соединить реальное
с воображаемым через образы литературы. Только так мы можем придать смысл
окружающей нас бессмыслице.
Языки, как и люди, могут умирать. Они умирают, если нарушается их связь с
литературой. Но именно эти связи были повреждены в результате реформирования
общества в России. Реформы уничтожили носителя трансцендентального
воображаемого. Они убивают так называемый креативный класс, в который входят
учителя, учёные, преподаватели, писатели, художники, и заменяют его
производителями симулякров.
Современное искусство предлагает нам наслаждаться искусственным, тем, что
создаётся вне связи с понятиями о художественной реальности, о красоте и возвышенном. Это искусство получило название актуального. Современная литература предлагает нам не
произведения, а тексты, которые создаёт не писатель, не автор, а скриптор. Писатель предлагает смыслы, скриптор
– бессмыслицу синтаксически правильных предложений. В современной философии
стёрты всякие границы, сдерживающие агрессию языка против сознания. В
современной науке в России озабочены не открытиями и
истинами, а публикациями в высокорейтинговых журналах. При этом предана
забвению та простая истина, что ничто не дано человеку в собственность, даже
язык. Язык, на котором перестают говорить учителя, учёные и художники, перестаёт
быть живым. Смыслы воображаемого теряют свою ценность, если люди перестают их
актуализировать в своих поступках и словах.
БАКАЛАВР ОБРАЗОВАНИЯ
В XIX веке поэт мог сказать: «Учитель! перед именем твоим / Позволь
смиренно преклонить колени!» В XXI веке мы не можем так сказать. Почему?
Потому что на смену учителю приходит бакалавр образования. Учитель всегда был
служителем книги и своей личностью представлял знания в социуме. Бакалавр не
связан со знанием. Он связан со сферой образовательных услуг. Он знает, где
узнать. Больше он ничего не знает. Он формирует компетенции, которые может
продать. Компетенции – это знания о том, где можно что-либо узнать. Бакалавр
является персонифицированным выражением безличных форм движения капитала в
сфере образования. Труду учителя предшествует труд педагога, труду бакалавра
предшествует труд налогового инспектора.
РЕЗЮМЕ
России, я думаю,
нужно отказаться от нелепого понятия об образовательных услугах. Услуги могут
быть в прачечных или таксомоторном парке, но не в образовании. В образовании
есть учителя, но не слуги. Высшее образование в России – это не бизнес, это
непрерывно возобновляемая попытка создать тонкий слой мыслящих людей, которых у
нас сегодня практически не осталось. А без этого слоя Россия действительно будет,
как говорил Ортега-и-Гассет,
огромным чудовищем с маленькой головой. В России скоро будут только бакалавры
образования. Бакалавры с компетенцией и профессора с нынешней зарплатой науку
не сделают и мыслящий слой России не создадут. И русский язык перестанет быть
мировым языком науки и искусств, если на нём перестанет высказывать себя
трансцендентальное воображаемое.
У меня нет никакой надежды на успех, но, я думаю, каждый из нас должен, как
Сизиф, научиться действовать без надежды на успех
Опубликовано в «Литературной
газете»