О коммуникативном
повороте гуманитарных наук
В начале XX века в общественном сознании
доминировали социальные науки. Они помогали объяснить смысл перехода от
традиционного общества к модернистскому. Когда в
Европе этот переход был завершён, социальные науки прекратили своё значимое
существование и вышли в отставку, оказавшись на периферии общественной жизни,
где они с тех пор и прозябают в интеллектуально жалком состоянии.
Основной недостаток социальных наук состоит в том, что они социальное
пытались объяснить социальным, тогда как социальное является всего лишь
продуктом разложения структур воображаемого. В результате
социальное оказалось никак не связанным с экзистенциальным, и Дюркгейм победил Тарда. Но эта победа стала для социальных наук
пирровой. «Социальное без экзистенциального»
превратилось в малопонятную неплодотворную абстракцию.
На смену социальным пришли гуманитарные науки. Исток гуманитарных наук Леви-Строс, например, усматривал уже в сочинениях Руссо.
Гуманитарные науки постарались избавиться от недостатков социальных наук,
выдвигая на первый план языковое поведение человека, в котором социальное
предполагается не отделимым от «я» человека.
Но если мы берём «я» и социум вместе, как нам советовал Леви-Строс,
то тогда нам нужно взять на учёт и внутренний опыт – то, без чего невозможно
антропологическое. Но как его взять, если он не встраивается в трансцендентную
перспективу, если предметы внутреннего опыта каждому даны непосредственно?.. То
есть они существуют, если мы хотим, чтобы они были. Гуманитарные науки
вынуждены были поменять представление об объективном.
Так Барт и сделал, объявив в работе «От науки к
литературе», что объективность – это одна из форм воображаемого
и её нельзя перенести в научный дискурс, ибо в этот дискурс нужно будет встраивать рассказ о пережитом. А это
недопустимо, ибо переживания субъективны.
Гуманитарные науки с самого начала колебались между признанием того, что у
человека есть некое внутреннее бытие, которое не определяется обществом, и
признанием того, что у человека нет никакого внутреннего бытия, не выраженного во внешнем. Так гуманитарные науки сами себя распяли между Дильтеем и Гадамером. И Гадамер победил Дильтея.
Поскольку в человеке нет ничего внутреннего, постольку теоретически
гуманитарные науки должны были отказаться от идеи трансцендентализма в
понимании человека, доверившись исключительно эмпирическому опыту. Но
«гуманитарное без трансцендентального» обессмысливает само существование
гуманитарного знания, которое принуждено теперь уступить своё место вновь
формирующимся когнитивным наукам, не нуждающимся в идеях априоризма.
Для того чтобы выжить, гуманитарные науки совершают коммуникативный поворот,
объявляя о существовании некоего третьего, нейтрального феномена, того, в чём
совпадают социальное, антропологическое и когнитивное.
Этим третьим является коммуникация. Итак, что же такое коммуникация? И в чём
состоит философский смысл коммуникативного поворота гуманитарных наук?
Человек может пребывать
по крайней мере в двух состояниях. Он может быть на своём месте и может быть не
на своём месте. Быть на своём месте – значит обладать полнотой бытия. А полнота бытия ни в какой
коммуникации не нуждается, ни в какой обмен смыслами не вступает. Если бы она
вступала в обмен смыслами, то она была бы неполнотой. Не язык, а молчание
является адекватной формой полноты существования. Когда человек молчит, он
дистанцируется по отношению к социуму, открывая в себе самого себя.
Когда человек не на своём месте, когда он смещён в сторону от своего
назначения, тогда он вступает в коммуникацию. Вступать в коммуникацию – значит
сообщать о том, что ты не на своём месте, что ты частичное существо и поэтому
посредством коммуникации пытаешься восполнить изъяны своей частичности.
Говорить – значит уже коммуницировать, создавать дистанцию
по отношению к самому себе и посредством языка открывать себя внешнему,
Другому.
Во времена Гегеля Другого
называли «своим иным», и казалось, что Другой навсегда затерялся в складках
гегелевской философии. Но Другого почему-то время от
времени оттуда достают и всем показывают. Зачем? Ведь если мышление – это
разговор с самим собой, то никакой Другой нам не
нужен. Другой нужен для тех, кто думает, что истина рождается в споре, в
диалоге. В споре, возможно, что-то и рождается, но не истина, а скорее, практики
вербальной суггестии. Человек мыслит в одиночестве, хотя и живёт социально.
Коммуникативный поворот гуманитарных наук формулирует перед каждым из нас
проблему: либо ты сам, но у тебя есть проблемы с коммуникацией, либо ты
вступаешь в коммуникацию с Другим,
и тогда у тебя возникают проблемы с твоей самостью. Коммуникация и самость несовместимы. Расширение пространства коммуникации ведёт к
деградации антропологической реальности, к необходимости искать себя где-то на
дне у Другого. Ведь коммуницировать
– это значит говорить на языке Другого, того, кто тебя
завершает, кто даёт тебе целостность и знает тебя лучше тебя самого.
Всякая коммуникация строится не в плане выражения, а в плане ускользания слова
в порядке знака. Мы коммуницируем не потому, что нам
есть что сказать. Мы вступаем в коммуникацию для того, чтобы избежать встречи с
самими собой, чтобы скрыть от себя свою пустоту. Прерывание коммуникации
обнаруживает нашу ужасающую зависимость от обмена пустыми знаками. Любой диалог
образует разговор, который ведёт в конечном счёте к
болтовне, к разговору, которым не рождается предмет разговора.
Монолог уже тем выгодно отличается от диалога, что ведёт к молчанию, к тому, что отсылает тебя к самому себе. Монолог нельзя встроить в коммуникацию, ибо он всегда осмыслен. Коммуницируют в отсутствии смысла, тогда как в присутствии смысла люди молчат. Для того чтобы коммуницировать, то есть быть вместе и одновременно быть в состоянии коллективной неуместности, необходимо научиться лгать. Ложь – условие коммуникации с Другим. Самообман – условие коммуникации с собой. Содержание коммуникативного опыта составляет демагогию, ибо язык коммуникации говорит больше, чем люди могут сказать. Любая истина некоммуникативна. Она монологична. Но именно поэтому она подлежит забвению в коммуникативном пространстве.
Благодаря коммуникации язык встал на место
сознания. Сознание нуждается в том, чтобы человек оставался наедине с самим
собой. А коммуникация приставляет к нему Другого.
Между тем мыслить – означает в центр ставить себя. Тогда как говорить – значит
в центр ставить Другого. Нельзя одновременно мыслить и
говорить.
Следствием коммуникативного поворота является то, что сегодня почти невозможно
говорить от своего имени. А это значит – невозможно говорить искренне, то есть
думать вслух. Для того чтобы говорить от своего имени, нужно быть
предоставленным самому себе. Но коммуникация – это не что иное, как отложенная
встреча человека с самим собой. В каждый момент он опосредуется Другим.
Опубликовано в «Литературной газете» 25 июля 2012 года
Номер 30 (6378)