Ф.И.Гиренок
АРХЕОГРАФИЯ ИСТОРИИ
Современное общество децентрируется. На месте
центра образуется дыра. Пустое место. К этому месту устремляется периферия.
Второй план выступает как первый. И опустошается. Социальное бытие становится
пустым, а мир — плебейским. Понижение уровня человеческого в человеке
заставляет нас закидывать образовавшуюся онтологическую дыру различными
содержаниями. Заштопывать ее. Но нет никакой надежды на успех. Ибо своими
действиями мы только ускоряем процесс опустошения.
Например, история. Кто делает ее пустой и
бессмысленной. А.Т. Фоменко. Почему? Потому что границ больше нет. Все смешалось.
И потому у Фоменко ханы и великие князья России — это одно и то же, а все
русские летописи подделаны историками династии Романовых.
История имеет иудо-христианские корни. Греки
приспосабливались к космосу. Мы — к истории. Но ничто не вечно. Христианство
слабело. История угасала. И вот христианская вера совсем ослабла. А мы стали
свидетелями конца истории. И дело здесь не в Фукуяме, Фоменке или еще ком-то.
Они санитары. Добивают поверженного. Как гиены. А вот что делать нам? Как жить,
к чему приспосабливаться? Уже Н. Данилевский поставил под сомнение научное
деление истории на древнюю, среднюю и новую. Его вывод прост: спасайся кто как
может. Держитесь за «почву», традиции и быт. А там видно будет. Так думаю и я.
***
Когда я говорю, что Европа висит, то не
потому, что она висит (хотя, она, может быть, и висит), а потому, что я вижу ее
подвешенной. Она подвешена к необходимости мыслить непрерывно. Для чего? Для
того, чтобы не заглядывать внутрь. За ширму. Эта необходимость делает возможной
науку, а вместе с наукой и возможность того, чтобы Европа была всегда новой.
Новая Европа быстро состарилась. Это не
значит, что Европа не мыслит. Она мыслит, но как-то глупо. По-стариковски.
Непрерывно мыслит не человек. Человек
заглядывает внутрь самого себя. А это уже не дело мысли.
Того, кто никогда не заглядывает внутрь себя,
называют трансцендентальным субъектом. Он и мыслит непрерывно. Почему? То ли
потому, что ему некогда; то ли потому, что у него нутра нет. И вот этот-то
нечеловеческий трансцендентализм исчез из Европы. И оборвалась метафизическая
нить непрерывного мышления, на которой висела Европа.
В Европе много стало человеческого. Но не потому,
что Бог умер. Хотя он и умер. А потому, что был прогресс и были усилия
немногих, непрерывно мыслящих, пересилить силу трансцендентного. И они ее
пересилили. И оборвалась нить, на которой висела Европа.
Конечно, мы — Европа, а Европа — это
сдвинутое сознание. Сдвинутое во что? В левое. Все мы левые. Даже не правые. То
есть левым противостоит не правое, а то, что левее левого. Кто левее левых?
Марксисты. Были марксисты, а теперь постмодернисты. Они удвоенные левые. И те,
и другие участвуют в погоне за идеей равенства. Они за ней, а она от них. И
догнать ее невозможно. И это прогресс. Он связывает то, что приходит и уходит,
с сущностью. Прошлое приходило, а сущность оставалась. И эта сущность говорила
на языке бессознательного. Все могло обмануть. Но бессознательное не
обманывало. Оно говорило правду. Вот на этом непрерывном говорении правды
бессознательным и держалась Россия. И эта нить тоже оборвалась. Интеллигенция
победила коллективное бессознательное. И уже нельзя сказать, что то, что было,
было сущностью того, что есть. Нет света в просвете бытия, если прошлое, как
прохожий, проходит бесследно. Нет следов прошлого в памяти бессознательного.
Всюду интеллигенция. Везде образина образованности. Прошлое и бессознательное,
истина и бред больше не связаны. Бред бессознательного — это только бред.
Сновидения ничего не говорят, даже если они что-то и говорят. Мы закончены до
конца, определены до определения. Европа еще, кажется, висит на ниточке
материальной необходимости идти до конца, т. е. в ней доживают остатки апокалиптических
структур сознания. Но эта нить тонкая. В России она уже не держит. В России
пат.
Иными словами, духовную ситуацию нашего времени определяет судьба Европы, время которой, кажется, прошло. Идеалы нового времени больше никого не интересуют. Истина как дверь. Ее теперь приоткрывают. Она стала кокетливой и изощренной. Она никому не нужна голой. То есть голая она уродлива. Эстетика изящного перевесила истину и прикрыла ее одеждами, чтобы она выглядела желанной. Европа — не нудистка. Она расчетливая дама, т. е. она истину связала с представлением, со спектаклем. Но в России преставиться — значит умереть и одновременно обратить на себя внимание, т. е. истина желанна мертвой. А это уже некрофилия. От христианской Европы остались одни декорации да мечта о новом средневековье. Что же заменит декорации? То, что я называю новым язычеством. Из мертвой иудео-христианской скорлупы выполз птенец. И если в этом птенце есть что-то живое, то говорит оно по-новоязычески. Дело не в том, что я люблю новое язычество. Я его как раз не люблю. А в том, что оно уже говорит. И я не могу его не слышать.