Фёдор Гиренок
ЧЕЛОВЕК — НЕ СИМУЛЯКР
Прогресс в философии — понятие довольно смутное и спорное.
Критерии прогресса сомнительны. Бесспорно одно: философия нелинейна. В ней Кант
— не ступенька к Гуссерлю, не предельный случай феноменологии, а Делёз — не истина
Сартра. В ней Хабермас ругает Фуко, а аналитики не признают Батая.
Философия — это пространство свободных
размышлений. Поэтому философия не может не быть некоторым множеством
поименованных сознаний. Философия — это имена. Она полидискурсивна. Что было бы
с философией, если бы в ней осталось одно какое-нибудь имя. Это был бы
интеллектуальный кошмар. Что стало бы с американской философией, если бы она
была представлена одним Дэвидсоном и Серлом. За последние пятьдесят лет
пространство свободных размышлений резко сузилось. Оно оказалось никому не
нужным. Из философии исчезли имена. Пространство мысли затопило усредненное
безмыслие. Одна часть философов мигрировала в сторону литературы, другая —
направилась в сторону науки. Первые стали приложением к тексту, вторые
превратились в комментаторов науки. Замечу, что американская философия очень
похожа на советскую в том смысле, что обе они ориентируются на науку, очень
хотят быть научными.
О каком прогрессе в философии можно говорить,
если прошло почти двести лет, а 24-я глава из "Критики чистого
разума" Канта как была, так и остается загадкой. Если рассуждения того же
Канта о схематизме понятий рассудка по-прежнему подобны темному лесу, в котором
все мы до сих пор блуждаем. Правда, Хайдеггер попробовал рассеять эту тьму, но
и он ничего не смог сделать. Кант — это не Хайдеггер. Проблема состоит в том,
что Кант вводит представление о некоем третьем, о том, что позволяет применить
категории рассудка к предметам опыта. Но какой силой держится это третье?
Почему оно не разваливается на части, не ясно. Ясно лишь одно, что это третье
Кант называет трансцендентальной схемой. А также ясно, что без продуктивной
способности воображения априори не возможны ни чувства, ни рассудок, но
внятного толкования этой способности нет ни у Канта, ни у Хайдеггера. Если я
правильно понимаю, то есть только одно существо, которое воображает, и это
существо называется человеком.
Я не кантианец. Я могу взять в качестве примера
отсутствие прогресса в философии знаменитый пассаж Гегеля о том, что
"человек есть ночь мира". В этом тексте Гегель представил проблему
человека с такой стороны, с какой нам на нее еще только предстоит посмотреть.
И, тем не менее, что же все-таки произошло в
философии за последние пятьдесят лет? На мой взгляд, в ней произошло три
события.
Одно из них связано с осмыслением феномена
слепоглухонемых людей. У них не было ни зрения, ни слуха, они не умели
говорить, но в них было что-то дремотное, что позволило им стать людьми. У
обезьяны есть и зрение, и слух, и язык, но она никогда не сможет стать
человеком, ибо она всегда будет ускользать от депривации, которая накладывает
запрет на контакт с вещами.
Благодаря Ильенкову и Мещерякову стало понятно,
что человек может видеть глазами другого человека. Что отсюда следует? Мне
кажется, что в философии лучше стали понимать одну простую истину, а именно:
сознание не помещается в пределах мозга человека, оно рассредоточено на некое
множество людей и может приходить и уходить из любой точки этого множества.
Мозг приспосабливается к существованию сознания, а не наоборот.
Другим событием в философии стало открытие
феномена аутизма. Я имею в виду не аутизм медицинский, не аутизм психически
больных людей, а аутизм как стратегическую линию в поведении человека, которая
описана Никольской, Бородаем и Поршневым. Аутист и видит, и слышит, и может
говорить, но отказывается от зрения, слуха, речи, чтобы пребывать в состоянии
завороженного покоя.
Вопрошание о бытии человека в горизонте аутизма
открывает неожиданные вещи: оказывается, что человек — это не биологическое
существо и не социальное, а грезящее, то есть нечто третье. Но человек не
только асоциальное существо, но еще и существо безъязыкое, причем сознание и
язык не связаны друг с другом. Если сознание является первичным галлюцинаторным
самоограничением человека, то язык — это уздечка на эмоцию, условие, чтобы
асоциальные существа могли жить вместе. На мой взгляд, человек вообще появился
совсем недавно, примерно пятьдесят тысяч лет тому назад, а язык еще раньше,
хотя тезис этот, конечно, спорный. Я хочу обратить внимание на мизологию,
которая является одной из проекций аутизма. Мизология — это термин Канта, он
обозначает нелюбовь людей к разуму, к сознанию. За что люди не любят сознание,
почему они бегут от мышления? Потому что оно лишает нас радостей жизни и
отбирает надежду на счастье. Что нужно для счастья? Для счастья нужен
интеллект, то, что не связанно с сознанием. Интеллект есть у всех. Мир — это,
как говорил Шеллинг, есть застывший интеллект. Интеллект нужен Каспарову, когда
он играет в шахматы с компьютером, интеллект нужен математику. Интеллект нужен
обезьяне, когда она пытается сорвать банан, но ни в одном из этих случаев не
нужно сознание. Почему? Потому что сознание — это способ причинить себе
страдание, нанести себе ущерб, это тот клюв, которым разбивается скорлупа
аутизма человека.
Что же есть в сознание такого, за что мы его не
любим? В нем есть хаос грез и галлюцинаций, которые, в свою очередь, составляют
предпочву любых априорных синтезов.
Третье событие — это крах идеи знаков и
освобождение идеи символов. То есть умение современной философии отличать знак
и символ. Вообще-то, символ погубил Гегель, который приравнял его к
недоделанному понятию, но вот знак похоронили французы. Как только французские
философы престали отличать означающее от означаемого, они фактически отказали
знаку в праве на существование, и знаковая сторона культуры, как шагреневая кожа,
стала сокращаться, оставляя место для симуляции и символов. Символ — это, как
когда-то заметил Флоренский, есть тожество символа и символизируемого. Без
этого тождества, без встречи означающего с означаемым мы, как я думаю, обречены
на существование в симулятивных пустотах культуры. Письмена души человека
записаны не знаками, а символами.
Человек — это не симулякр. Это мыслящее, но не
разумное существо. В современном же мире очень много разумных существ, но не
мыслящих. Ум человека предстает не как инстинкт, не как счетная машина, а как
объективированное страдание, как опредмеченная эмоция. Вот это последнее обсто-
ятельство, как я думаю, стало отчетливее пониматься философией в последние
годы.
Опубиковано в Завтра 5 мая. 2009 № 19(807): http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/09/807/82.html