Ф.И.Гиренок
АРХЕОГРАФИЯ НОВОГО ГОДА
Всякое
событие бессмысленно, потому что смыслы рождаются чувствами. И глубине. А
событие устанавливается умом. На поверхности. Новый год является, конечно же,
событием. Во-первых, он установлен произвольным движением ума. Во-вторых, Новый
год - это чистая временность, и нем важна новизна времен, а не глубина
настоящего.
Запад
устремлен к поверхности. К пространству культурных форм, восток притаился на
глубине, а пространстве ритуала и жестовых форм. На этой глубине событию
придается смысл и оно теряет своевременность. Появляются новые смыслы. На
востоке Новый год -это уже не новый год, а, например, год тигра. Или год
собаки. То есть событие лишено событийности приписыванием ему смысла, который
символизируют те или иные животные.
В
христианском мире столкнулись юлианский и григорианский календари. Случайность
столкновения поставила Новый год в двусмысленное положение. Так в православном
мире сначала он появляется как событие. И временит новым. И мы ощущаем себя
кочевниками Затем он появляется как смысл. И отказывается от новизны времен. Мы
чувствуем себя оседлыми. То есть Новый год предстает как старый новый год. Как
смысловая пауза. Пространство созерцаний, а не суждений.