Ф.И.Гиренок

ПОЧЕМУ АРХЕОАВАНГАРД НЕ ПОСТМОДЕРНИЗМ

 

I. Чтобы быть в порядке, нужно быть на уровне. А уровень мировой философии производится в Европе. Во Франции и Германии. Что из этого следует?

1) Что философия - это производство. И не важно, о чем ты думаешь, чего ты хочешь. Важно, что думают, о чем пишут и говорят в Европе. Тебе нужно лишь уметь вклиниваться в разговор, подавать реплики. В крайнем случае, ты можешь составить комментарий, как бы развить тему, поиграть словами. Производство производит, потребитель потребляет.

2) Философы в России - это носители культуры Европы. Все мы здесь сидим и ждем, что они там сочинят, напишут. Чтобы написанное прочитать, перевести и прокомментировать. Мы, русские, - посторонние на европейском празднике мысли. Бедные, что мы будем делать, если сломается машина, если в Европе когда-нибудь перестанут думать? Ведь тогда неизбежно в наших головах воспроизведет себя революционный вопрос: что делать?

3) Порядок вещей в нашей жизни никак не связан с порядком идей в наших головах. Кто-нибудь, может быть, и попытался бы изменить порядок идей. Захотел бы, допустим, почитать Данилевского. То есть захотел бы разобраться в том, в чем мы запутались. Да это непрестижно, неблагородно. Читать Леонтьева с Данилевским - все равно что на «Запорожце» ездить. Вот Фуко с Делезом - это другое дело. Это как «Мерседес»: полный комфорт и ничего делать не надо.

4) Прошло в России окаянное десятилетие - а ничего не поняли. Переживание есть, но пережитое не отложилось в словах, не изменило порядок идей, не изобрело свои смыслы. А это значит, что все мы существуем в подвешенном состоянии: наш мыслительный мир - без окон и дверей. В этом мире душно: если его не проветривать, то в нем можно задохнуться. А кто отвечает за форточку? Философы. Это их обязанность - следить за символическим строем мышления. Прорубать окно в иное. Если современная философия имеет двойную непрозрачность, то надо лишить ее этой непрозрачности. Нужно найти для нее антропологические конфигурации непроявленного. Вот это и составляет археоавангардный дискурс современной философии. А именно:

5) Пора отказаться от идеи глобализма в философии. Нет никакой мировой философии. Есть немцы, французы и русские и у каждых своя философия. Ибо философ - это тот, кто думает сам. Кто изобретает смыслы. Проветривает ментальный мир и следит за тем, чтобы экран сознания экранировал, то есть возвращал тебя к себе самому. А вот когда ты на мировом уровне философии, тогда ты не в порядке перед самим собой. В словах «мировая философия» закодирован рык сильного, агрессия, воля к власти.

6) Каждый философ - сам себе уровень. Никто никому не указ. Лишь бы своевременно проделывались дыры-символы в скорлупе субъективности.

7) Археоавангардистский дискурс русской философии состоит в том, чтобы оборачиваясь спиной к Европе, успеть заглянуть в самого себя. Не оборачиваясь, в себя не заглянешь, от своего имени не заговоришь. Нам нет нужды отказываться от языка, тем и проблематизаций европейской философии. Было бы глупо калоши называть мокроступами. Нужно обессмыслить язык европейской философии, перестроить его так, чтобы он работал на архе русского человека, подчиняясь логике его дословного. Европейская философия - это загрунтованный холст, на который мы будем наносить письмена своей души. Изучая прошлое и будущее, археоавангард сталкивается с немотствующими черепками недавнего прошлого. Например, тексты Киреевского - это немотствующие черепки современного русского сознания. Чтобы дать им голос, их нужно оживить. То есть пересказать в авангардных терминах. Тем самым мы можем изменить смысл как авангарда, так и архе. Одновременно возрождая голос Киреевского в структуре русского сознания. Дословное расширяет возможности слова, голос немотствующего расширяет возможности речи. Во всех этих случаях происходит расширение сознания.

II. Термин «постмодернизм» появился перед Октябрьской революцией 1917 года. В нем фиксировались изменения в архитектурном стиле. Известность этот термин получил благодаря французским философам. Французы переиграли немцев на рынке философских идей, и вот уже сорок лет они являются основными поставщиками интеллектуальной продукции, торговой маркой которой стал «постмодерн».

1) Французы, как, впрочем, и всякие экзистенциалисты, увлекаются психоанализом. И это увлечение сказалось на их философии. Какой же состав идей упакован в брэнд «постмодернизм»? Я начну с модерна. Модерн - это локальное течение в искусстве конца 19 - начала 20 веков. Для основательности я возьму в качестве сути модерна известное высказывание Канта об эпохе Просвещения. Он говорил, что человек должен иметь мужество пользоваться собственным умом, должен думать сам. Так вот модерн - это полагание на свой ум, на необходимость думать самому. Возникает вопрос: каждому ли человеку нужно думать самому и всегда ли нужно полагаться на свой ум? Ответ Канта прост, как сама истина. Не каждому человеку нужно думать самому. Ведь если каждый будет думать сам, то тогда люди не смогут жить вместе. У них не будет совместного знания. Не будет порядка и дисциплины. И всякое действие человека окажется нерезультативным. Например, не нужно думать простому человеку. Ему нужно только знать назначения вещей. Не нужно думать доцентам - им достаточно обладать способностью суждения, то есть уметь применять правила. Думать нужно законодателям, ибо они сочиняют правила. Всем остальным достаточно инструкций, которые им заменять честь, совесть и ум. Мужество думать самому принадлежит избранным, а избранные всегда одиноки. У одиноких и должна быть развита совесть. Ибо у них нет образа обобщенного другого. Иными словами, думают немногие и одинокие, а пользуются плодами их мысли все. Ум трансцендентен по отношению к обычному человеку, запределен. В жизненном мире он лишь проявляет себя в виде инструкций, рекомендаций, норм, экспертных оценок. Сам же ум остается при этом непроявленным. И в этом качестве его пытается исследовать метафизика.

2) Стратегия кантовской мысли оставляла два возможных хода для культуры. Либо мало-помалу мыслить станут все и всегда. Либо мало-помалу все перестанут мыслить. Если мыслить станут все, то не нужны будут коммуникации с публичностью. А также инструкции, смысл и прочее. В этом случае социальность разрушится. Возникнет анархия и хаос.

3) Если никто не будет мыслить, то социальность укрепится, как нечто само по себе разумное, а самость - разрушится и непроявленное исчезнет. Но и существование избранных также непродуктивно, ибо оно производит неравенство. А французам хочется равенства.

4) Так вот постмодернизм - это реализация второй возможности. Это отказ от ума, от необходимости думать самому. И следовательно, отказ от непроявленного, от дословного, от необходимости иметь стыд и совесть.

5) Как происходит отказ? Очень просто. В подчинении всего существующего принципу производства. Ибо производить - это значит обнаруживать, проявлять.

6) Постмодернизм отказывается от глубин внутреннего и утверждает поверхность внешнего. Полагаться на собственный ум значит центрировать себя, пускать корень в почву. Постмодернизм децентрирует. Срубает корень, практикуя принцип ризомы. Не Дуб, а вьюнок символизирует новую социальность. Не один корень, а тысячи маленьких корешечков позволяют удержаться на поверхности этой социальности.

7) Поскольку нет непроявленного, постольку нет и оригинала, первообраза. Поэтому все есть копия. Одна копия отсылает к другой копии и ни одна копия не отсылает к оригиналу. Все становится симуляцией и симулякром. Если все - поверхность и все на поверхности, то нельзя говорить и об оборотной стороне медали. Две стороны - это теперь две поверхности. И не одна из них не является непроявленностью другой. А это значит, что бытию противостоит не ничто, а сверхбытие. Сытому - не голодный, а пресыщенный.

8) Если все равны и никто не выделяется, то выделиться помогает власть. Только она может дать и отнять привилегию быть не как все. Сама же власть нецентрирована, а распылена по всем порам социальности.

9) В выборе между самостью и коммуникацией постмодернизм выбирает коммуникацию, а археоавангард - самость. Думать самому - значит быть одиноким. Одиночество вредит социальности. В основе любой публичности лежит отказ от самости. Этот отказ закреплен постмодернизмом в точке неразличенности истины и лжи, симулятивного и подлинного. Постмодерн полагает, что экономике больше не противостоит неэкономическое, что рынок становится имманентным обществу. А это значит, что постмодернизм объявляет рыночным все поле социальности, в котором больше невозможны следы непроявленного, непроизведенного. И если в этом поле по правилу чуда появится какая-нибудь непроявленность, то ее нужно будет устранить. Например, все можно купить. А если появится неподкупный, то можно будет нанять душегуба и убить неподкупного. То есть цена неподкупности оказывается ценой услуг киллера, устраняющего неподкупного.

10) Общество постмодерна не имеет границ и территорий. Оно состоит из коммуникаций. Общество археоавангарда состоит из людей, раздавливаемых тяжестью публичного. Архе превращает внешние стимулы во внутреннюю мотивацию. В дисциплинированный энтузиазм человека.

И) Поэтому археоавангард не есть постмодернизм.

 

Hosted by uCoz