О. Николаич
Опубликовано на сайте
Lebenswelt
Федор Гиренок трогает г-на Сартра за вымя
Гиренок - профессор странный. Он хотел остаться
один, но вместо этого окружил себя толпой фанатичных студентов, сорокалетних
женщин и любителей халявных чаепитий. Он - сторонник радикальной невменяемости
и враг интеллигенции, теоретик подлинности как самообмана. Его коллеги по
философии посылают к нему тех, кто лишь по оплошности медиков до сих пор на
свободе. Гиренка не могут читать, его держат за сумасшедшего славянофила,
антисемита, империалиста. Такой он и есть. Но в то же время он всегда был при
деле - ему "по барабану", что на дворе - демократия или совок.
Разговор о Гиренке особый, тем более, что многие уже успели с ним поговорить,
сделав из него событие. Гиренок любит, когда о нем говорят, любит шоу-бизнес со
своим участием (всегда в главных ролях) и, самое странное, он у него неплохо
получается. Если бы нам предстояло прямо сейчас отправить на мистический Запад
западной философии коллективный портрет российского философа, то, быть может,
именно женскому голосу Гиренка и его грубому и обветренному лицу дальнобойщика
нашлось бы почетное место на этом незамысловатом портрете. Гиренок не просто
желает стать событием, он сам делает их - странные, с запахом курилки,
почему-то застрявшем в академических аудиториях. На балу российской философии,
напоминающем порой трюки цирковых собачек, которые хороши лишь постольку,
поскольку они что-то хорошо выучили, Гиренок стремится быть дворнягой с
городской помойки. Зверская философия, зверские события. Чем бы они ни
оказались, они всегда отличаются от лицензированной глупости кафедральной
философии или снобизма философских тусовок, поднаторевших в более или менее
изысканном культуртрегерстве.
"Что такое гиренок" - об этом можно многое
рассказать. Но сейчас - пока не поздно - стоит оповестить околофилосфскую
публику об очередной акции Гиренка. Не так давно Гиренок обижался, когда его не
называли философом, но теперь - уверив в этом всех и самого себя - он решил
показать, что дураки - не мы, а, наоборот, - они. В свое время про Мераба
Мамардашвили, которого Гиренок считает своим учителем и, одновременно, полным
идиотом (у Гиренка всегда так), рассказывали такую байку: где-то далеко-далеко
за границей, то ли в Праге, то ли в Берлине, Мамардашвили вступил в переписку с
Сартром и тот ему ответил. Сартр писал, что только они - европейские и
французские философы - имеют права на использование европейских философских
понятий. Например, Вы, товарищ Мераб, употребляете понятие когитального
субъекта. Но Вы же об этом ничего не знаете - ни истории этого понятия, ни его
структуры, ну просто ничего. Так что у Вас какая-то белиберда вечно будет
получаться. Другое дело я - Сартр. Я о субъекте знаю все. Мераба обидели.
Грузины обид не прощают, но он как-то сдержался. Слишком уж культурный был.
Другое дело - Гиренок. Он мстит за Мераба. Он доказывает, что Сартр - полный
идиот. И даже не такой, каким был Флобер.
Проект Гиренка по разоблачению западной философии
работает уже второй год - Гиренок последовательно покупает книжки западных философов
(в основном классиков двадцатого века) и показывает, что все они либо идиоты,
либо шулеры. Первой жертвой Гиренка стал Гуссерль. Но Гиренок не просто
критикан, он - последний - по его словам - из русских. Он один-единственный
русский на всю современную российскую философию и от такого положения дел он
звереет. До революции русские обращались со своими западными коллегами наравне,
по всем правилам вежливости. Они сами были западными людьми - французский язык,
галстук - сюда, салфетку - туда. Гиренок французского языка не разумеет, но
умудряется путем въедливого чтения отыскивать ошибки в переводе "Бытия и
ничто". Гиренок читает не просто медленно. Он - медленней Подороги. За
семестр он, дай Бог, прочитает параграфов пять-десять. Гиренок может переплюнуть
Кожева в последовательности и сокрушительности интерпретации. Он призывает
публику - коли та хочет читать Сартра - учить язык, но тут же утверждает, что
это невозможно. Единственный способ чтения Сартра - в его переводе на русский,
то есть в таком переводе, в котором обнаруживается, что Сартр либо сошел с ума,
либо просто ваньку валяет. Гиренок готов показать всем и каждому, что
гигантский текст "Бытия и ничто" - просто такое ваньковаляние,
тотальная симуляция, принять которую за чистую монету может лишь студент - но и
то не старшекурсник.
В ответ на каждый прочитанный пассаж Гиренок заранее
пишет огромный комментаторский текст, разоблачающий Сартра. Текст практически
невозможно слушать. Если кто-то порой упрекает современных российских философов
в схоластичности, то Гиренок - первый из схоластов. Он говорит о явлении
явления самому себе, о единичных сущностях и принадлежности бытия феномену или
наоборот. Он переигрывает Сартра на его собственном поле - усложненный язык
"Бытия и ничто" обращается в текстах Гиренка в метафизическую
disputatio, которая не может принять на веру экзистенциальный треп Сартра. Об
экзистенциализме Гиренок говорит лишь то, что это такая "фишка" - нет
никакого экзистенциализма, есть лишь изучение необъективированных структур и
эффектов субъекта. Анализируя Сартра, Гиренок смешивает все привычки
почтительности, которые обычно выражаются так: если Вы что-то не понимаете в
том или ином авторе, то, скорее всего, это Вы идиот, а не он. Вам нужно
разбираться с собой, поскольку у автора все a priori правильно и точно. Гиренок
не сторонник такого невротического подхода. Он напоминает итальянца-мафиози из
фильма "Анализируй это", который не столько решает свои проблемы,
сколько делает их проблемами психоаналитика. Для Гиренка автор - априорный
придурок. Но это Сартр, а вот Ясперс - так тот вообще наркоман (не реально,
конечно, а по своей философии). Неясно, что Гиренок скажет о Хайдеггере или
Деррида - к первому у него есть какие-то тайные пристрастия, а вот второго он
знать не знает и знать не хочет. Что Гиренку деконструкция, если он прямо на
философском факультете (подумать только!) устраивает разборки. В натуре, безо
всякой деконструкции. Гиренок относится к Деррида с его деконструкцией примерно
так же, как Илья Муромец к Д'Артаньяну в известном детском анекдоте ("Илья
Муромец спорит с Д'Артаньяном, кто из них круче. Д'Артаньян говорит своему
другу - нарисуй на нем /Илье Муромце/ мелом точку, и я попаду шпагой прямо в
неё. Илья же говорит - посыпь его /Д'Артаньяна/ мелом...").
В общем, когда-то БГ пел о тех, что "Сартра
лелеют в кармане". Карман, сто талеров, которые в нем то есть, то нет -
вот и весь "горизонт" онтологического вопроса. Гиренок кладет конец
эпохе Сартра в кармане, стоталерного бытия, дыры, в которую оно выпадает. Все
фокусы с бытием, по Гиренку, - это как рука карманника, которая то положит сто
талеров в чужой карман, то вынет их и положит в свой. Гиренок ловит Сартра за
руку, то есть на слове. У него бульдожья хватка, так что Сартру никуда не
деться. Его - как мелкого воришку - держат в обезьяннике (пардон, тексте)
комиссара Гиренка, светят лампой в глаза и внимательно рассматривают. Он столь
ничтожен, что никто уже не требует у него оправдания и признания. И только
самым сердобольным жалко зарвавшегося косоглазого философа.