O СЛОВЕ
В современном мире царственное
положение слова поколеблено. На его место теперь претендует образ, единственное
свойство которого состоит в том, чтобы не быть знаком. Визуальное
сегодня не желает быть иллюстрацией к тексту. Напротив, вербальное
становится приложением к визуальному. Мир отныне не текст, и слово в нём
больше не хозяин.
ДВУСМЫСЛЕННОСТЬ СЛОВА
В каждом слове есть два слова: внутреннее и
внешнее. Одно предназначено для общения с собой, второе – для коммуникации с
миром наличного. Проблема состоит в том, что внешнее слово пытается
существовать вне связи с внутренним.
В разговоре с собой можно молчать. Внутреннее слово возникает из молчания. В
коммуникации с другим нужно
всё время говорить. Внешнее слово возникает в речи, в процессе высказывания.
Говорить – значит всегда ставить в центр другого, а мыслить – значит ставить в
центр самого себя, поэтому нельзя одновременно говорить и мыслить.
Любая мысль смещает человека в сторону от языка, делая его косноязычным,
вынужденным обратиться к образу, к тому, что возникает в процессе воздействия
человека на самого себя. Мысль в языке не от языка, а от образа. Язык смещает
человека в сторону от мысли, давая ему возможность для пустословия.
Двусмысленность слова состоит в том, что мысль сближает его с образом, а язык –
со знаком. Внешнее слово – это не что иное, как знак, внутреннее слово – это
образ.
СЛОВО-ЗНАК
Речевой знак – это первый знак, знак вообще.
Все другие знаки являются постречевыми. Если он
существует, то существует как пара, как два знака. Поскольку их два, постольку
они нетождественны. Но если их в поисках значения отнести к одному предмету, то
они станут равны, и один знак уже сможет обмениваться
на другой. Если каждый знак заставить обозначать один предмет, то знаки станут
именами и составят язык, на котором невозможно будет говорить, ибо в нём не
будет пустых слов. А без пустых слов мысль не сможет привести язык в движение,
так как мысль – это не что иное, как метафора, перенос значения.
Поскольку знак – это всегда два знака, постольку смысл не может быть приписан
одному знаку. Один знак, одно слово – это мёртвое слово, которое существует
только в словарях. Смысл находится между двумя знаками, убегая по цепочке
метафор от первого слова ко второму. Благодаря этому «убеганию» мы можем читать
и перечитывать книги, открывая в них всегда новые смыслы.
Если бы смысл можно было приписать одному слову, то этот смысл был бы всегда на
месте, всегда уже здесь, и речь потеряла бы всякий смысл. Она стала бы
невозможной в силу невозможности переопределения смысла, переозначивания
знака.
Слово как знак – это «мяч», которым играют люди по правилам языка. Что бы мы,
играя, ни сказали, язык придаст сказанному двусмысленность, потому что знак
отсылает к знаку, а не к значению.
АУТИСТИЧЕСКАЯ КОРОБКА
Имеет ли слово само по себе значение? На
этот вопрос существует два ответа: да и нет. Выготский
говорит «да». Витгенштейн скажет «нет». Согласно Выготскому, слово и значение слиты
воедино. Если бы они не были слиты, то тогда было бы невозможно речевое мышление.
Речь была бы сама по себе, а мышление само по себе.
На мой взгляд, речь и мышление изначально не зависят друг от друга. Мы мыслим
не потому, что говорим, а говорим не потому, что мыслим. Скорее, наоборот.
Когда мы говорим, мы не мыслим, а когда мы мыслим, мы не говорим. Феномен
мышления вслух – это феномен проговаривания видений, грёз, которые приходят нам
в голову. Это как бы описание сна наяву. Обычно слова произносятся вне связи с
мыслью, а мысль мыслится вне связи со словом.
Итак, согласно Выготскому, значение неотделимо от
слова, тогда как Витгенштейн считал иначе. И мне
кажется, что прав был Витгенштейн, выступив с
критикой референциальной системы языка.
Человек, обращаясь к языку, учится использовать синтаксис и слова. Но каждое
слово для каждого человека оказывается аутистической
коробкой, в которой, в свою очередь, у каждого сидит свой жук. А поскольку
никому нельзя посмотреть на жука в чужой коробке, постольку все думают, что жук
– это то, что у него в коробке, и с этой мыслью вступают в социальную
коммуникацию. Но то, что находится в коробке, вообще не принадлежит языку.
Когда говорят, используют слова, а не значения слов. Каждый знает, что такое
жук по внешнему виду своего жука, но вполне может оказаться так, что в коробке
находится совсем не жук, а что-то другое или там вообще ничего нет. Но при этом
слово «жук» будет употребляться людьми, хотя оно не может быть обозначением
того, что в коробке, ибо то, что в коробке, существует вне языка.
ВНУТРЕННЕЕ СЛОВО
Внутреннее слово – это слово-образ,
слово-миф. О важности различия между словом-мифом и словом-знаком
свидетельствует драма Софокла «Филоктет».
На острове Лемнос жил Филоктет,
герой войны, друг Геракла. Жил он один, и не было у него ничего, кроме лука и
стрел, подаренных ему Гераклом. Когда-то был Филоктет
знаменит и уважаем греками. Но однажды ему не повезло.
Его укусила в ногу змея. На месте укуса образовалась
зловонная незаживающая рана. Рядом с Филоктетом
невозможно было находиться, и греки решили избавиться от него. Одиссей высадил Филоктета на безлюдном острове и, оставив его умирать,
уплыл.
Шло время. Война с Троей затягивалась, и боги сказали грекам, что они могут
победить Трою, если у них появится оружие Геракла. И вот тогда-то греки
вспомнили о Филоктете и стали делать всё, чтобы забрать
у него оружие Геракла. Они привезли ему подарки, вспомнили о его былых
заслугах. Но что бы греки ни говорили, он не верил их словам и не понимал их
проблем, ибо они обращались к нему на языке логоса. И только в момент, когда Филоктету из мира мёртвых явился сам Геракл со словом-мифом
и напомнил ему о дружбе, о том, что боги хотят помочь грекам, а он, Филоктет, последовав воле богов, получит исцеление, он
прислушался к его словам и отдал грекам лук и стрелы.
Итак, у греков есть два типа слов: слово-логос и слово-миф. Слово-логос
устремлено к знаку, к коммуникации с другим. Слово-миф
– к образу, в основе которого лежит самовоздействие.
Как миф слово никогда не обманывает, оно всегда истинно и доносится до нас как
бы из потустороннего мира. Как логос слово приходит из этого мира. Оно земное,
посюстороннее. Оно может обманывать и вводить в заблуждение. Двум типам слова
соответствуют два типа слушания. Слушать мифы – это значит внимать, принимать в
себя, всем существом слушать. Слушать логос – это значит слушать ухом, слышать
простые человеческие слова. Логос слышат. Мифу внимают.
Слово-логос исчерпало себя. Сегодня его теснит слово-образ.
Опубликовано в «Литературной газете» 6 июня 2012 года
№ 23-24 (6372)