Э. Платонова.
На вопросы отвечает
профессор МГУ Ф.И. Гиренок.
Федор Иванович Гиренок - один из самых парадоксальных философов современности. Он рассматривает проблемы столкновения слова и дословного, породившие русскую философию. В противостоянии симуляции и подлинного формируются патологии русского ума, которые представляются Гиренку с одной стороны, в философии евразийцев, а с другой – в симулятивных действиях интеллигенции. Он придерживается той мысли, что Россия всегда будет существовать как поле мистериальных игр Бога.
Сложность и парадокс его философии заключены в том, что понимание того, что происходит с человеком, всегда сталкивается с тем состоянием мышления, когда мысль не выражается словом, а есть только ощущение. Это наука вне науки, потому что средства, к каким привыкла традиционная наука, оказались сегодня слабыми и выявляющие только одну сторону проблем, те, что, относятся к многообразию форм, другие же были вычеркнуты последним столетием из её компетенции. Возвращение философии к её первоначальному существу – цель философии Ф.И. Гиренка. Философ – это не человек, умеющий выражать мысли по поводу, а «ходячее сознание», в котором есть всё: и осознающее, и осознаваемое, и неосознанное.
1. Какими проблемами, на Ваш взгляд, должен быть занят современный философ?
- Современный философ должен дать слово дословному, осознавая немотствующее, рефлексируя безмолвное. Поэтому современный философ – это не книжный человек, а наивный.
2. В каком состоянии пребывает сегодня философия?
- Сегодня философия совершила переход от трансцендентальной рефлексии к пониманию необоснованного опыта. Философия пытается вернуть речь немотствующему. Онтология стремится вытеснить антропологию. А антропология – онтологию. Я думаю, что даже в чистой мысли сохранились следы человека.
3. Какие области в философии сегодня следует развивать, чтобы вывести её из кризисного состояния?
- Нужно обратиться к ресурсам национального языка, к поговоркам, пословицам, к ритму, интонации.
4. Считаете ли Вы, что проблема выяснение отношений с самим собой, и вообще проблема индивидуализма в обществе это на сегодня самая серьезная проблема в философии?
- Речь, обращенная к самому себе, т.е. немая речь, в дискурсе современной философии занимает главное место. Хотя многим кажется, что главное в речи – это речь другого.
5. Что, на Ваш взгляд, входит в понятие «бытие» и какова возможность его познаваемости; так можно определить его границы?
- Бытие корениться в быте. Быт – одна граница бытия. Другая – событие.
6. Как Вы понимаете объективистские и субъективистские концепции познания?
- Объективистские и субъективистские концепции познания меня не интересуют. Меня занимает концепция живого знания. Ведь если есть связь с современным знанием, то есть и смысл. Нет связи – нет смыслов.
7. Возможно ли человеку, на ваш взгляд, постичь объективную картину мира или всё познание сводится к созданию индивидуальных картин бытия, которые есть отраженные в сознании индивидуальные качества личности?
- Философия – это всегда какая-то метафора. Метафор может быть бесконечное множество, то есть мир прорастает в бесконечные множественности метафор. Не картины, а перемигивание метафор дает представление о мире.
8. Стоит ли сегодня проблема идеалистического и материалистического мировоззрений?
- Идеализм и материализм – это термины идеологические. Идеология подразумевает контроль над сознанием. Дело идеологии – упрощать, а не контролировать.
9. Как, на Ваш взгляд, это связано с современным обществом?
- Современное общество – это общество симулятивной культуры. В основе симуляции лежит не точка неразличенности истины и лжи, а другой.
10. Что есть личность: образ и подобие Божие или культурный феномен?
- Есть только одна Личность. Это Христос.
11. Актуальны ли сегодня концепции разумной «чистоты» Канта и Гегеля?
- Нет, «чистота» ума не актуальна. Актуальны перекрестки ума и чувства, эмоции и вещи.
12. Стоит ли сегодня проблема отчуждения личности от самого себя, общества и бытия, которую определил Макс, или это плод его материальной концепции?
- Нет, отчуждение – это сегодня желанный способ взаимоотношения человека с небытием. Это вывернутая наизнанку самость.
13. Какая на сегодняшний день самая острая проблема личности?
- Сегодня личность стала ругательным словом. Личностью обозначается идейный человек, человек-машина. Сегодня не хватает человека, непроявленного.
14. Считаете ли вы, что вопросы, поставленные экзистенциализмом, о разрушении личности, её растворении в фантазмах и пустоте, действительно существуют и актуальны сегодня?
- Экзистенциализм не актуален. Игры с небытием сегодня не интересны. Актуален сегодня археоавангард, как движение вперед с возвратом в прошлое. В экзистенциализме не осознается соборная природа сознания человека.
15. Как можно с философской точки зрения охарактеризовать современное состояние личности и современное общество?
- Общество болтливо. Человек симулятивен.
16. Что бы Вы могли сказать молодым людям, которые собираются получить философское образование?
- Молодые люди должны дать себе возможность отпасть от культуры симуляции и встретиться со своим дословным.
17. На что стоит им направить свой взгляд прежде всего, и какими проблемами заниматься, чтоб быть востребованным в обществе.
- Не бояться одиночества. Ибо кто думает, тот не может не быть одиноким.