Э. Платонова.

На вопросы отвечает профессор МГУ Ф.И. Гиренок.

 

Федор Иванович Гиренок - один из самых парадоксальных философов современности. Он рассматривает проблемы столкновения слова и дословного, породившие русскую философию. В противостоянии симуляции и подлинного формируются патологии русского ума, которые представляются Гиренку с одной стороны, в философии евразийцев, а с другой – в симулятивных действиях интеллигенции. Он придерживается той мысли, что Россия всегда будет существовать как поле мистериальных игр Бога.

Сложность и парадокс его философии заключены в том, что понимание того, что происходит с человеком, всегда сталкивается с тем состоянием мышления, когда мысль не выражается словом, а есть только ощущение. Это наука вне науки, потому что средства, к каким привыкла традиционная наука, оказались сегодня слабыми и выявляющие только одну сторону проблем, те, что, относятся к многообразию форм, другие же были вычеркнуты последним столетием из её компетенции. Возвращение философии к её первоначальному существу – цель философии Ф.И. Гиренка. Философ – это не человек, умеющий выражать мысли по поводу, а «ходячее сознание», в котором есть всё: и осознающее, и осознаваемое, и неосознанное.

 

1. Какими проблемами, на Ваш взгляд, должен быть занят современный философ?

- Современный философ должен дать слово дословному, осознавая немотствующее, рефлексируя безмолвное. Поэтому современный философ – это не книжный человек, а наивный.

2. В каком состоянии пребывает сегодня философия?

- Сегодня философия совершила переход от трансцендентальной рефлексии к пониманию необоснованного опыта. Философия пытается вернуть речь немотствующему. Онтология стремится вытеснить антропологию. А антропология – онтологию. Я думаю, что даже в чистой мысли сохранились следы человека.

3. Какие области в философии сегодня следует развивать, чтобы вывести её из кризисного состояния?

- Нужно обратиться к ресурсам национального языка, к поговоркам, пословицам, к ритму, интонации.

4. Считаете ли Вы, что проблема выяснение отношений с самим собой, и вообще проблема индивидуализма в обществе это на сегодня самая серьезная проблема в философии?

- Речь, обращенная к самому себе, т.е. немая речь, в дискурсе современной философии занимает главное место. Хотя многим кажется, что главное в речи – это речь другого.

5. Что, на Ваш взгляд, входит в понятие «бытие» и какова возможность его познаваемости; так можно определить его границы?

- Бытие корениться в быте. Быт – одна граница бытия. Другая – событие.

6. Как Вы понимаете объективистские и субъективистские концепции познания?

- Объективистские и субъективистские концепции познания меня не интересуют. Меня занимает концепция живого знания. Ведь если есть связь с современным знанием, то есть и смысл. Нет связи – нет смыслов.

7. Возможно ли человеку, на ваш взгляд, постичь объективную картину мира или всё познание сводится к созданию индивидуальных картин бытия, которые есть отраженные в сознании индивидуальные качества личности?

- Философия – это всегда какая-то метафора. Метафор может быть бесконечное множество, то есть мир прорастает в бесконечные множественности метафор. Не картины, а перемигивание метафор дает представление о мире.

8. Стоит ли сегодня проблема идеалистического и материалистического мировоззрений?

- Идеализм и материализм – это термины идеологические. Идеология подразумевает контроль над сознанием. Дело идеологии – упрощать, а не контролировать.

9. Как, на Ваш взгляд, это связано с современным обществом?

- Современное общество – это общество симулятивной культуры. В основе симуляции лежит не точка неразличенности истины и лжи, а другой.

10. Что есть личность: образ и подобие Божие или культурный феномен?

- Есть только одна Личность. Это Христос.

11. Актуальны ли сегодня концепции разумной «чистоты» Канта и Гегеля?

 - Нет, «чистота» ума не актуальна. Актуальны перекрестки ума и чувства, эмоции и вещи.

12. Стоит ли сегодня проблема отчуждения личности от самого себя, общества и бытия, которую определил Макс, или это плод его материальной концепции?

- Нет, отчуждение – это сегодня желанный способ взаимоотношения человека с небытием. Это вывернутая наизнанку самость.

13. Какая на сегодняшний день самая острая проблема личности?

- Сегодня личность стала ругательным словом. Личностью обозначается идейный человек, человек-машина. Сегодня не хватает человека, непроявленного.

14. Считаете ли вы, что вопросы, поставленные экзистенциализмом, о разрушении личности, её растворении в фантазмах и пустоте, действительно существуют и актуальны сегодня?

- Экзистенциализм не актуален. Игры с небытием сегодня не интересны. Актуален сегодня археоавангард, как движение вперед с возвратом в прошлое. В экзистенциализме не осознается соборная природа сознания человека.

15. Как можно с философской точки зрения охарактеризовать современное состояние личности и современное общество?

- Общество болтливо. Человек симулятивен.

16. Что бы Вы могли сказать молодым людям, которые собираются получить философское образование?

- Молодые люди должны дать себе возможность отпасть от культуры симуляции и встретиться со своим дословным.

17. На что стоит им направить свой взгляд прежде всего, и какими проблемами заниматься, чтоб быть востребованным в обществе.

- Не бояться одиночества. Ибо кто думает, тот не может не быть одиноким.

 

 

Hosted by uCoz