Федор Гиренок

Исход к искусству археоавангарда

Современное искусство ориентировано на репрезентацию. В нем доминирует рефлексирующее сознание. Поэтому оно не нуждается в интуициях гения. Все хотят быть цивилизованными людьми. Современное искусство не для наивного. Современное искусство стало средоточием неискренности. Безэмоциональности. В нем нет наивности. В нем сохранилась хитрость ума и пустая игра воображения. Современное искусство перенасыщено интеллектуальными фантазиями. Современное искусство лишено мистериальности. Оно передает забвению сопричастность человека миру иного. Современное искусство помешалось на редукции субъекта к чистым формам ума. Ради него искусство пожертвовало человеком, предметностью и наивностью. Современное искусство утратило понимание того, что нет никакого авангарда, не совмещенного с архэ. Археоавангард отменяет деление на авангард и арьергард. История никуда не идет. Никто никого не может вести за собой. А если ведут, то так, как у Брейгеля. Слепые ведут слепых. Никчемность художника заставляет его быть белкой в колесе. Поэтому все, что современный художник называет творчеством, оказывается боязнью своей пустоты, убеганием от самого себя. Нежеланием столкнуться с собой один на один. Современный художник по существу своему - симулянт. Его задача состоит в расширении симулятивного пространства культуры. Без сомнения, роль художника в составе социальных институций преувеличена. Искусство, литература и театр не имеют сегодня никакого значения. Они не делают нас ни хуже, ни лучше. Современный художник стал профессионалом. И в этом смысле он ничем не отличается от пекаря или сапожника. Пора перестать обращать внимание на художника. Нужно предоставить его самому себе. Произведения современного искусства перестали быть тем, после чего ты можешь иметь свои чувства, свои эмоции и свои мысли. Они и не отражают мир, и не констатируют его. Остается одно применение для продуктов современного искусства. Утилитарное. Они нас должны занимать. Они помогают убить время. Современное искусство, конституируя Ничто, делает Бытие чем-то производным от Ничто. От сознания. Ведь быть значит сегодня уметь держаться за сознание. Оно смотрит на нас отовсюду. На всем его следы. Например, удовольствие существует сегодня как сознание удовольствия. Красота - как сознание красоты. Вера - как сознание веры. Но знание веры убивает веру, а удовольствие несводимо к знанию об удовольствии. Резюме: время представлений закончилось. Искусство возвращается в тихую повседневность быта.

 

Татьяна Костылева

Археоавангардные тенденции в современной мировой культуре

Рационализм Нового времени всех замучил, и от него решили избавиться как от лишнего груза. И философия не заставила себя ждать. На Западе господствует «деконструкция» Ж. Деррида. В России в конце XX в. родилась философия археоавангарда. Так назвал свой «нерациональный» способ философствования Ф.И. Гиренок, автор книг «Метафизика Пата», «Патология русского ума», «Антропологические исследования. Кант и Гегель». Почему «архео» и почему «авангард»? Философия освободилась от оков строгой научности, логико-методологических процедур мышления, и от их носителя — абстрактного субъекта познания. На место личности-самости пришел субъект дословности, архаический человек, жизненный мир которого в наивной простоте и повседневной естественности складывается в стороне от интеллектуальных вершин книжной культуры и в безразличном отдалении маскультовой попсы, бессмысленной и беспощадной. Философия археоавангарда в России выбирает такие до-логические и внерациональные структуры сознания и поведения, которые характерны для русского духовного космоса. Философия археоавангарда приобретает черты национальной ментальности.

Художника вполне может смутить и даже вызвать сопротивление как «архео», так и «авангард».

Но ведь дело не в словах, а в смыслах. Важно лишь, чтобы в пространстве твоего творчества произошла эта встреча с «миром иным».

Старый авангардизм начала XX века связал свой уход от пошлости буржуазной цивилизации с отказом от национальной культурной традиции.

Современный экспериментальный археоавангард в искусстве обнаруживает обратный процесс - поворот в сторону национальной традиции, к древним пластам русской культуры, к живому общению с ней, а не этнографическому. И в этом главное его отличие от авангардизма XX века.

Сегодня очень популярна концепция «смерти автора», которая подразумевает невозможность сказать нового слова в культуре, так как все уже сказано. Остается только пародировать всевозможные дискурсы, а художник обречен на бесконечное вращение колеса повторов уже готовых, но мертвых форм. Такова совершенная в своей мертвенности живопись универсального технолога-виртуоза от живописи Никоса Сафронова, а также проза писателей В. Пелевина и Вл. Сорокина.

Но «смерть автора» может иметь позитивный и жизненосный смысл. Значение таких прорывов заключается в создании в рамках светской культуры анонимных произведений: художник как бы умаляет в себе личность творца и возвышает искусство, придавая ему священный смысл.

Скорее всего архаико-космогонический смысл несут и символические скульптурные проекты 3. Церетели. Такие, как «Петр I», «Колумб», «Бальзак». Скульптор явно выходит за пределы истории, за пределы эстетического вкуса и создает не традиционные памятники историческим лицам, а гигантские фигуры, символически воплощающие мощь игры космических энергий и земных стихий, лишь персонифицированных великими личностями исторического процесса, сумевших изменить его ход. Лучшие образцы археоавангардного творчества на Западе состоялись, в основном, в кинематографе. Как правило, на Западе субьект дословности персонифицирован фигурой полуидиота или странного человека.

В конце XX века и Америке понадобился новый герой. Не плейбой, а идиот по-американски. Герой фильма «Форрест Гамп» — с виду глуповатый и простоватый дурачок — не рассуждает, не планирует, не рассчитывает, не делает никаких волевых усилий в достижении целей, а живет в системе простых традиционных человеческих ценностей: семья, взаимопомощь, верность воинскому долгу, честный труд, дружба-участие, одна единственная и на всю жизнь любовь. Но как Иванушка-дурачок из русских народных сказок, он — победитель везде и во всем. Совсем не американское кино... однако. Комментарии излишни, чтобы увидеть общее археоавангардное умонастроение в современной мировой культуре как на Западе, так и в России.

 

Hosted by uCoz