54.
Фёдор Мак
(26.12.2008 16:43)
0
Уважаемый Федор Иванович! когда-то Вы назвали философа "никчёмным человеком" (в "ЛГ", кажется). Так вот, я тот никчёмный человек, который задумывается над самыми разными заблуждениями и пытается докопаться до главного, основного. Прошу Вас ознакомиться с моими суждениями и по возможности - ответить.
Утверждение: «Объект есть не что иное, как информация об объекте»
Суждения: 1. Познание – процесс осмысления. Познать – это значит объяснить, сделать понятным, изучить, исследовать, получить знания, сведения об определенном объекте (процессе). 2. Сведения об окружающем мире необходимы человеку, чтоб использовать их в ходе выживания, и, прежде всего, использовать для выживания. 3. Объекты материального мира не есть нечто застывшее, раз и навсегда данное. Объекты материального мира постоянно взаимодействуют, постоянно изменяются, здесь нет ничего «навсегда», ничто не вечно в одной форме; здесь – взаимовлияние, процесс. Разве что вечен процесс. 4. В результате воздействия одного объекта на другой происходят изменения либо в одном объекте, либо в другом, либо в обоих сразу. Остается изменение (след), как результат воздействия. Если есть след (изменение), значит, было воздействие. Камень упал с высоты на мягкую глину, образовалась выемка в глине. Выемка – след воздействия камня на глину, выемка – изменение формы глины. Или вот еще пример: провели алмазным резцом по стеклу, возникла трещинка, как след воздействия алмаза на стекло и как изменение структуры стекла. 5. Объекты своим изменением отражают (показывают) воздействие на них со стороны других объектов. Отражают тем, что меняются, хоть на молекулу, хоть на микромикрон, но меняются. От удара камня у глины изменилась форма; от алмазного резца у стекла изменилась структура. От воздействия остаются следы. След есть деформация, изменение чего-либо в самом объекте из-за стороннего воздействия на объект. Можно предположить, что бывает такое взаимодействие, в результате которого никаких изменений не происходит, не остается следа. Даже если такое бывает, то это не отменяет того заключения, что объекты обладают способностью изменяться под воздействием. Просто надо изменить способ воздействия. Казалось бы, зеркало, отражая световые лучи, само по себе никак не меняется под воздействием лучей, но если в зеркало запустить камнем, то дырка в зеркале очень хорошо отразит воздействие камня (тяжелого предмета) на зеркало. Cлед отражает воздействие извне. (Изменение предмета по внутренним причинам есть взаимодействие отдельных частей внутри объекта) 6. Человек, как объект материального мира, «вовлечен» в процесс взаимодействия объектов материи: на него воздействуют, он воздействует. В человеке, как объекте, отражается воздействие на него других объектов. Человек отражает воздействие на него, как обычное тело – полосни по человеческой коже ножом, ранка-след возникнет. Кроме этого, человек воздействие на него со стороны других объектов отражает особо (психически?): путем определенных изменений в мозгу. Мозг человеческий через зрение, осязание, обоняние, слух и проч. воспринимает из внешнего мира воздействие на него: раздражается и изменяется под воздействием, тем самым запоминает (хранит) раздражение. Раздражение оставляет в мозгу след, т.к. мозг воспроизводит при необходимости след раздражения. Наличие памяти есть доказательство наличия в мозге следов воздействия внешнего мира. Из-за определенного события, происходящего вне нас, испытываем, например, страх – сильнейшее раздражение; но вспоминания о страхе – тоже раздражение, но другого рода и другой интенсивности. Воспоминание – это как бы самовоздействие. Это функция мозга, его особенность, его свойство – мы так устроены. Воздействие на мозг внешнего мира оставляет в мозгу след (изменение) - след, как отражение воздействия. Если мозг человека лишить внешних раздражителей и никак на него не воздействовать, то изменений в мозгу не будет, не будет памяти, и сознание никак не будет развиваться, что доказано опытом. 7. Четко вижу дерево на фоне ясного неба. Вижу его потому, что на мой мозг через глаза воздействует множество световых лучей разной длины. Видеть дерево в полной темноте человеческий глаз не способен – нет световых лучей. Отвернувшись от дерева, я уже его не вижу, но я помню, что дерево есть – в моем мозгу остался след световых лучей, отпечаток дерева, «идея» дерева. Потому что мозг способен своим изменением отразить воздействие на него световых лучей, сохранить это воздействие (память) и при необходимости мысленно воспроизвести его (воображение). Здесь уместно сравнение мозга с фотобумагой, когда поток световых лучей разной интенсивности оставляет на фотобумаге определенной формы след. Еще точнее сравнение с кинопленкой, когда постоянный поток импульсов извне сливается в мозгу в живую картину. Но отражение дерева в голове через световые лучи не есть само дерево, как фильм на экране не есть реальная действительность. Это только след дерева, точнее, след воздействия на мозг, это только определенная, тонкая, специфическая деформация мозга, определенное изменение мозга. 8. Наши знания – это отражение того воздействия, что оказывает на наш мозг окружающий мир. Другими словами, наши знания – та совокупность следов (изменений) оставленных прямым или опосредованным воздействием предметов на человека, на его мозг. «Знания храним в памяти,» - неверное выражение, т.к. память и есть наши знания (следы). Попробуем для наглядности уподобить мозг человека мягкому пластилиновому шару. Палочкой можно наносить на пластилиновый шар самые разные знаки, отчего пластилин становится рельефным, изрытым... Гладкий шар изменился под воздействием, он всем множеством следов отразил воздействие на него со стороны. Нечто подобное происходит и с человеческим мозгом, когда на него воздействует потоки импульсов извне: он изменяется, в нем остаются следы. Но следы не физические, как на пластилине, а, скорее, психологические. Можно предположить, что мозг человеческий обладает неким иным особым свойством, чем все известные физические тела: в нем есть некая сфера, которая отражает как все воздействия внешнего мира, так и самовоздействие. 9. Ведать – знать. Сведения – совокупность знаний. Информация – совокупность сведений. В сущности, знания, сведения и информация – это одно и то же. Я знающ, сведущ, информирован – синонимы. 10. Есть знания первичные, когда человек испытывает извне непосредственное воздействие объекта на свои органы чувств: при контакте с камнем определяет, что камень тверд, шершав (узнает через осязание), сер (через зрение) и т.д. Здесь важны ранее полученные знания (опыт), т.к. новый объект, после «обследования», мы классифицируем и относим в разряд подобных (чем-то похожих) из раннее известных. Есть знания, полученные через язык, книги (вторая сигнальная система) и через веру в авторитет: авторитетный ученый говорит, что камень тверд, шершав и сер, и мы соглашаемся, потому что верим авторитету, хотя сами не видели и не ощущали камня. Есть третий вид: знания, полученные путем собственных размышлений и сопоставлений ранее полученных знаний. Если мы еще не знаем, каков камень перед нами, но уже знаем, что есть предметы хрупкие, а есть прочные, то при падении камня делаем вывод: если рассыпался – непрочный, хрупкий; если остался цел – значит, тверд и прочен. Таким образом, на основе ранее полученных знаний и при помощи размышлений мы получили новые сведения. Получили не через прямое воздействие на органы чувств, не через авторитет, а путем сопоставления и мышления. Здесь воздействие на мозг происходит через собственное воображение. Уникальность! Уникальность в том, что мозг человеческий способен к самораздражению, саморазвитию, самовоздействию. 11. Человек получает знания с момента рождения, если не раньше. Новые знания основываются на предыдущих. Суждения, сопоставления, умозаключения, толкования на основе ранее полученных сведений, приводят к новым сведениям (знаниям). Это важно, ибо способность сопоставлять ранее полученные знания и выявлять закономерности дает возможность предполагать, предвидеть, моделировать будущее, а это в свою очередь дает возможность человеку избежать предполагаемых опасностей и сохраниться. Если я знаю, что в болоте можно утонуть, то я в него не сунусь, ибо предполагаю (моделирую, предвижу), что может случиться, если решусь переходить болото. Знания и умение мыслить, сопоставлять свои знания, предвидеть спасают человека, поэтому преимущество имеет тот, кто больше знает и на основе знаний способен моделировать будущее. 12. Мы способны на основе знаний моделировать не только будущее, но и прошедшее. По следам мы можем смоделировать (воссоздать) то, что было до нас и без нас. Дырка в стене говорит нам, что здесь когда-то (вчера или полгода назад) стреляли. Но если мы не знаем, что такое пистолет и не знаем, какие следы оставляет пуля, то дырка в стене нам ничего не скажет, она нам будет непонятна. Или – следы на снегу (деформация снега) нам говорят только, что было какое-то воздействие на снег. Но если мы уже знаем, каковы следы волка, каковы человека, то можем предположить, смоделировать, кто прошел, когда, в какую сторону и т.п. 13. Каждый предмет является носителем информации, т.е. имеет следы воздействия на него со стороны других объектов. Даже доска отражает то, что ее когда-то пилили, т.е. несет информацию о пилении. Но не любую информацию человек способен прочитать. Познание – умение прочесть, способность изъять (напрямую или опосредованно) из объекта нужные сведения. Человек «додумался» знаками (звуками, жестами, буквами и т.п.), выражать свои знания, фиксировать, хранить их в специальных предметах и передавать другим. Специальные предметы, хранящие информацию, выраженную знаками, (книги, пленки, диски и др.) называют носителями информации. Если знания, сведения, информация – это отражение воздействия раздражителей на мозг, то знаки, буквы, точки, цифры (язык) – это отражение этого отражения. В носителе информации, например, в книге, заключены не только первичные сведения о книге, как о предмете – толстая, тонкая, большая, маленькая и т.д., - но и опосредованные, выраженные знаками сведения о других предметах и процессах. Знаки (язык) – условность, принятая меж многими людьми для передачи сведений. Не зная условности, не сумеем воспринять информацию, выраженную знаками; не зная чужого языка, не получим знаний, написанных, выраженных на чужом языке. 14. Фиксация информации знаками, хранение ее в знаках, передача через язык и т.д. может породить впечатление «самостоятельности» информации, как отдельного объекта. Такого объекта, как информация (знания, сведения) не существует, ибо это не объект, а только отражение взаимодействия объектов. В треугольнике человек-зеркало-отражение есть только два объекта: человек и зеркало. В темноте взаимодействие человека и зеркала исчезает, исчезает отражение этого взаимодействия (информация), объекты же остаются. 15. Суждения и умозаключения (выводы) имеют свои правила: логику в установлении причинно-следственных связей – «если – то». Эти правила не произвольны, они отражают объективно происходящие процессы во внешнем мире и основываются на опыте человека. Сначала он наблюдает в природе, что камни круглой формы легко скатываются с горы вниз, улавливает связь между формой камня и легкостью движения, затем через подражание создает предмет круглой формы и получает колесо – важнейшее изобретение! 16. Вопрос истины – вопрос искажений. Почему человеку всегда была и будет важна истина? Потому что искажения приводят к ошибкам и трагедиям, потому что заблуждения ведут к неправильным поступкам, а это приносит человеку ущерб и страдания. Искажения и заблуждения мешают выживать. Вопрос истины – вопрос жизни и смерти. Человек неверно оценил (исказил) глубину или скорость течения реки и – утонул; другой неверно определил прочность ветки и упал с высоты, когда ветка сломалась, третий ошибся в расчете своих сил и не сумел убежать от зверя. Все они погибли или покалечились из-за недостаточных знаний, из-за неверных, искаженных (неистинных) своих представлений об объектах реального мира. 17. Истина – это соответствие; не равность, не равнозначность, а именно – соответствие. Соответствие реальных объектов нашему отражению этих объектов в сознании. Сведения о предмете и сам предмет – это не одно и тоже. Идея предмета и сам предмет – не одно и тоже. Отпечатки пальцев не есть сами пальцы. Идея – человеческий «продукт», отражение образа объекта в сознании. Идея, другими словами, есть определенное изменение мозга человека. Но идеи привязаны к «своим» предметам: есть бревно, а есть идея бревна; есть вата и есть идея ваты. Соответствие идеи объекту, который она отражает, есть истина. Идея ваты никак не соответствует бревну. Почему? Потому что импульсы (раздражители), воспринимаемые мозгом от разных объектов, не одинаковы, разного качества: у бревна при контакте мы ощущаем шершавость, тяжесть и т.п., у ваты – легкость, мягкость и т.п. Другое дело, что человек способен произвольно оперировать идеями, совмещать разнородное, разделять цельное... Можно представить бревно из ваты, а вату мысленно сделать шершавой. Это основа творчества, создание нового, небывалого, но в новом нет ничего абсолютно нового, чего и представить нельзя. Можно так спрессовать вату круглой формы, что она станет похожа на бревно. Но это уже не будет вата, как таковая, и это уже не будет бревно в чистом виде. Это будет нечто третье – «бревно из ваты». 18. Истина – это не только соответствие объекта отражению объекта в сознании, не только соответствие качеств предметов нашим ощущениям; истина – это еще соответствие наших суждений о предмете самому предмету. Истина – максимальное соответствие реального идеальному при восприятии внешнего мира и передаче сведений другому. 19. Человеческий мозг фантастичен по своей способности воспринимать импульсы извне, изменяться под их воздействием, оперировать следами воздействия, сопоставлять, находить закономерности и т.п. Но, как и работа всякой сложной системы, работа мозга требует тщательности, аккуратности, вдумчивости, проверки опытом, перепроверки, ибо многочисленные заблуждения, искажения, иллюзии, отдаление от истины также порождены нашим мозгом: либо неверно восприняты импульсы извне, либо восприняты не все импульсы, либо неверна трактовка, либо нарушена логика и мн.др. Сложная система «мозг» встроена в огромный психологический комплекс «человек». Сознание в кольце психологических ловушек! 20. Помнить всегда, что человеческое восприятие имеет свои особенности: избирательность, предрасположенность, воздействие эмоций и др. Эти особенности, а особенно влияние эмоций, могут так исказить поток импульсов извне, что мозг человека сыграет роль кривого зеркала, когда отражение не будет соответствовать объекту, т.е. не будет истинным. Основываясь на неистинных представлениях, строятся неистинные умозаключения и целые мировоззрения. Не сразу-то и поймешь, на каком этапе внедрилось искажение. Всячески вдумываться в тезисы и утверждения, выискивать заблуждения и искажения, чтобы избегать иллюзий, обманов и самообманов, которые в конечном счете наносят человеку урон и заставляют страдать.
|